Главная » Статьи » 7 причин неудачных выступлений

7 причин неудачных выступлений

Часто причины кроются в незначительных мелочах.

7 причин неудачных выступлений 

Не все выступления на публике бывают удачными. Часто причины кроются в незначительных мелочах. Стоит обратить на них внимание – и качество доклада существенно улучшится. Итак, вот они:


1. Казаться вместо быть. 99% выступлений не удаются по причине того, что человек хочет казаться умнее, чем есть на самом деле. От этого он начинает говорить несвойственными фразами, речь замедляется, мысли затормаживаются и длительность выступления увеличивается. 
Единственный рецепт от этого - легкое и ироничное отношение к себе. Не нужно бояться признаться в том, что вы чего-то не знаете, не можете полноценно ответить на этот вопрос: "специалисты меня поправят, если я не прав", "по-моему, это так" "не уверен в правильности применения этого термина, но мы понимаем это так". Эти и другие фразы, показывающие, что вы открыты, что вы такой же человек как и зрители - помогут преодолеть черту всезнайства. Мой девиз: "Я не гугл, и это нормально". 


2. Чтение. Неудачным выступление становится автоматически, если спикер начинает читать свой доклад, а не рассказывать. Смотрит в бумажку, на публику не обращает внимания, теряет контакт со зрительным залом.
Лучший способ избежать такого чтения - сделать себе подсказки с тезисам выступления, как у телевизионных ведущих. При этом не обязательно слово в слово заучивать свой доклад. Достаточно просто рассказать своими словами все, что вы хотели передать. При этом очень важно, не бояться что-то упустить - лучше пусть зритель усвоит 80 % информации из той, что вы хотите до него донести, чем 30% в том случае, когда он не воспримет то, что прочтено по бумажке. 


3. Ненаглядное пособие. Если презентация спикера не имеет ярких картинок, а сплошь испещрена мелким шрифтом на мрачном фоне, а также каждый слайд переполнен информацией – внимание слушателя будет направлено куда угодно, только не на экран. 
Основное правило хороших докладчиков - большая картинка, минимум текста и крупный (не менее 24 кегля) шрифт. А также не более 3 цветов в оформлении слайда (исключая картинки). Больше картинка, несущая некий образный смысл - жизненно необходима. Т.к. презентация - наглядное пособие, которое призвано помогать зрителю воспринимать информацию, а не утомлять его еще больше. 


4. Требуется переводчик. Довольно часто докладчики злоупотребляют малопонятными графиками, не разъясняя зрителям как их правильно понимать. А также выступления часто пестрят сокращениями и аббревиатурами, или выступающие щеголяют малознакомыми терминами. От этого у публики возникает либо усталость, либо раздражение и их внимание "отключается". Включить его назад крайне сложно. С этим вопросом справиться довольно легко - объяснить зрителю в самом начале, что понимается под тем или иным термином, рассказать какую картину мы видим из графиков и какие выводы можем сделать на основании их. Зрители будут благодарны за расшифровку. Не стоит жалеть на нее времени и думать, что «все итак понятно». В большинстве случаев непонятно.  


5. Монолог. Довольно часто докладчики все свои силы тратят на тщательную подготовку текста, затем стараются его выдать как можно быстрее. И все время говорят, говорят, говорят… В этот момент пропадает самый главный элемент выступления - взаимодействие со зрительным залом. Между тем, человеческий организм устроен так, что внимание зрителя притупляется уже через несколько минут и если вы его не «вернете за землю» с помощью какого-либо вопроса, то внимание будет приковано к гаджету, запаху кофе или костюму соседа. А все то, что вы писали несколько дней и ночей никто так и не услышит. Необходимо встряхивать зрителей. Регулярно, общаться, задавать вопросы: «А вы также…?», «Поднимите руки, кто этим пользуется», «Есть в зале тот, кто уже это пробовал?». Этот несложный инструмент делает выступление гораздо интереснее. Главное, от волнения его не забыть.

6. Очевидность. Очень часто услышав начало доклада, зритель знает, что произойдет в финале. И ему в ту же секунду становится неинтересно. Для того, чтобы этого не происходило, необходимо все время увлекать зрителя за собой. В этом помогут слова-маркеры «Об этом чуть позже, «Мы забежали вперед, об этом в самом конце», «Есть небольшое исследование, о его результатах расскажу после того как озвучу эти данные». Там самым вы создаете интригу. И зрителю все время хочется узнать, что же будет дальше. В докладах больше 20 минут стоит намечать план: «сначала поговорим об этом, потом о том-то, а потом…!». В финале должно быть что-то самое «вкусное» из доклада.

7.  Сухость фактов. Почему-то докладчики очень любят цифры. А зрители не умеют их воспринимать на слух. «В 19…» основана компания, вместо 20 лет назад, «528 тыс 225» вместо более 500 тыс. и тд. Чаще всего зритель даже не знает, как понимать эти цифры: много это или мало, т.к. ему сложно их себе представить. Цифры обуздать очень легко. Нужно их с чем-то сравнить. Например, не 66 тонн продукции, а вагон, или 90*130, а размером с футбольное поле, высотой не 20 метров, а с пятиэтажный дом. Зрителю становятся понятны эти факты, и он легко понимает, о чем идет речь.

У нас в Клубе ораторского мастерства «Выступать легко!» есть правило, каждый раз после выступления, говорить «Спасибо Ошибке», и в следующий раз постараться ее не допускать. На самом деле ошибок в докладах много больше. Здесь выделены лишь наиболее часто встречающиеся. Их легко изменить, достаточно немного поработать над собой.  Желаю удачи!

Больше полезных статей в блоге: http://orator72.ru/blog.html

 

О себе:

Ирина Анатольевна Баржак, основатель Института публичных выступлений. Первое образование – режиссура и актерское мастерство. Член Союза журналистов России с 2003 года. Опыт работы на телевидении более 5 лет, в качестве корреспондента, ведущей и редактора авторских программ и рубрик. Автор книги «Волшебная кнопка против волнения и другие принципы успешного выступления».Член Всероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Оставайтесь на связи

Следуйте за Нами в FaceBook